Содержание
Строительство и ввод в эксплуатацию атомных электростанций
Этап строительства новой атомной электростанции крайне важен для обеспечения безопасной эксплуатации станции в течение всего ее проектного срока службы. Наиболее успешными проектами являются те, которые были тщательно спланированы; в которых предусмотрены процессы, обеспечивающие готовность проекта станции, материалов и персонала до начала строительства; которые обеспечивают осуществление соответствующей политики, процедур и культуры безопасности на площадке; которые обеспечивают координацию между такими организациями, как регулирующий орган, лицензиат, поставщики и субподрядчики; и которые используют наиболее эффективные имеющиеся методы строительства.
Ввод в эксплуатацию предусматривает осуществление широкого спектра видов деятельности, ведущих к вводу в действие новой ядерной установки или новой конструкции, системы или элемента на имеющейся установке. Во время ввода в эксплуатацию конструкции, системы и элементы подвергаются проверке на соответствие проекту, приводятся в действие и испытываются с целью подтверждения того, что они удовлетворяют требования критериев ожидаемого функционирования.
Деятельность по вводу в эксплуатацию следует планировать на ранних стадиях процесса проектирования и закупок и следует тщательно рассмотреть критерии приемлемости и методы испытаний, в том числе те, которые используются при испытаниях, проводимых на предприятиях поставщиков. Персонал, осуществляющий ввод в эксплуатацию, играет важную роль в стыковке этапов строительства и эксплуатации в рамках проекта. Планирование развития людских ресурсов для осуществления деятельности по вводу в эксплуатацию – это важный аспект ядерно-энергетической программы страны.
Требования к безопасности и качеству для атомных электростанций постоянно развивается, поскольку расходы на оборудование и рабочую силу при строительстве таких установок неуклонно растут. В результате строительство и ввод в эксплуатацию такой установки стали значительно более капиталоемкими, требуют значительных затрат на НИОКР и включают сложные системы и взаимосвязи.
Помимо технических и финансовых аспектов, основными проблемами являются лицензионные требования, участие общественности и заинтересованных сторон, а также надлежащее управление проектом. Еще одной проблемой является необходимость поддержания в подрядных организациях квалифицированной рабочей силы. Компетентное управление проектом должно способствовать более эффективному порядку выполнения работ, тем самым снижая общие затраты и повышая производительность труда, а также содействовать сокращению накопленных финансовых обязательств в ходе процесса строительства.
МАГАТЭ помогает государствам-членам внедрять надлежащую практику управления проектами, основанную на международном опыте. Оно разрабатывает руководящие материалы по передовой практике, содействует изучению и развитию и предоставляет для государств-членов платформу по обмену опытом в отношении инструментальных средств и процессов, обеспечивающих поддержку строительства, эксплуатации и модификации ядерных установок. Руководствами при осуществлении этих видов деятельности являются нормы безопасности МАГАТЭ, серия изданий по ядерной энергии и другие публикации МАГАТЭ.
Агентство также предоставляет услуги по рассмотрению вопросов строительства на основе норм и руководящих материалов МАГАТЭ и международной надлежащей практики управления проектами, с тем чтобы помочь эксплуатирующим организациям в достижении и поддержании самых высоких уровней безопасности и эффективности. С целью оказания поддержки регулирующим органам оно предлагает технические консультативные услуги и услуги по рассмотрению безопасности для укрепления их потенциала в области осуществления независимого, эффективного регулирующего надзора за безопасностью атомных электростанций.
Новости Смоленской АЭС
-
26.12.2022 12:39
Просмотров: 0 На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, -
общая мощность составляет 3114 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС выработано более 20 млрд. кВт•ч, за 26 дней декабря — более 1,6 млрд кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Управление информации и общественных связей Смоленской АЭС
-
05. 12.2022 16:29
Просмотров: 0 Смоленская АЭС: в работе три энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, общая мощность составляет 3170 мегаватт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС выработано более 19,5 млрд. кВт•ч электроэнергии, с начала месяца – 283 млн. кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Управление информации и общественных связей Смоленской АЭС
-
28.11.2022 11:25
Просмотров: 1 Смоленская АЭС: в работе три энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, общая мощность составляет 3169 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС выработано более 19 млрд. кВт•ч, за 28 дней ноября — более 2 млрд кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Подробнее>>>
-
21.11.2022 14:37
Просмотров: 0 Смоленская АЭС: в работе три энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, общая мощность составляет 3154 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС выработано более 18,4 млрд. кВт•ч, за 21 день ноября — более 1,5 млрд кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Подробнее>>>
-
03.10.2022 12:55
Просмотров: 0 В работе два энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе второй и третий энергоблоки, общая мощность составляет 2067 мегаватт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС выработано более 15,3 млрд. кВт•ч, с начала месяца – 99 млн. кВт•ч.
Энергоблок №1 Смоленской АЭС с 23 августа выведен в плановый капитальный ремонт в соответствии с годовым графиком ремонтной кампании, утверждённым АО Концерн «Росэнергоатом».
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Управление информации и общественных связей Смоленской АЭС
-
22.08.2022 13:05
Просмотров: 1 Смоленская АЭС: в работе три энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, общая мощность составляет 2542 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС было выработано более 13,3 млрд. кВт•ч, с начала месяца – 1,5 млрд. кВт•ч.
23 августа энергоблок №1 Смоленской АЭС выводится в плановый капитальный ремонт.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Управление информации и общественных связей Смоленской АЭС
Подробнее>>>
-
09.08.2022 10:26
Просмотров: 0 Смоленская АЭС: в работе три энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, общая мощность составляет 2943 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС было выработано более 12,3 млрд. кВт•ч, с начала месяца — 0,5 млрд. кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Управление информации и общественных связей Смоленской АЭС
-
01.08.2022 15:46
Просмотров: 0 Смоленская АЭС: в работе три энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе три энергоблока, общая мощность составляет 2967 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
С начала года энергоблоками Смоленской АЭС было выработано более 11,8 млрд. кВт•ч, за июль месяц — 1,6 млрд. кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Подробнее>>>
-
18. 07.2022 17:16
Просмотров: 0 Смоленская АЭС: в работе два энергоблока -
На Смоленской АЭС в работе два энергоблока, общая мощность составляет 2023 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
Энергоблок №2 с 14 мая находится в плановом капитальном ремонте.
С начала года энергоблоки выработали более 11 млрд. кВт•ч, с начала месяца было выработано 815 млн. кВт•ч.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Подробнее>>>
-
30. 05.2022 14:20
Просмотров: 0 Смоленская АЭС: в работе один энергоблок -
На Смоленской АЭС в работе один энергоблок, мощность составляет 1030 МВт, замечаний к работе оборудования нет.
Энергоблок №2 с 14 мая находится в плановом капитальном ремонте. С 20 мая по предварительной согласованной заявке остановлен энергоблок №3 для проведения регламентных работ на оборудовании центрального зала.
С начала года энергоблоки выработали более 9,3 млрд. кВт•ч, сверх плана – 46 млн.
Радиационный фон на промышленной площадке Смоленской АЭС и прилегающей территории не изменялся и соответствует естественным природным значениям.
Подробнее>>>
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Департамент безопасности Нью-Гэмпшира | 33 Хазен Драйв | Конкорд, Нью-Хэмпшир 03305 Доступ TDD: реле NH 1-800-735-2964 |
Атаки на украинские атомные электростанции бросают вызов договорам
Контрольно-пропускной пункт на контролируемой Россией Запорожской АЭС в Украине. Фото: Александр Ермоченко/Reuters
В этом году впервые во время войны были атакованы гражданские объекты атомной энергетики. Когда российские вооруженные силы вошли в Украину в феврале, войска взяли под контроль Чернобыльскую ядерную зону отчуждения, где сотни людей до сих пор борются с последствиями катастрофы 1986 обвал. Тысячи автомобилей поднимали радиоактивную пыль, двигаясь в сторону Киева. Российские солдаты работали и ночевали в смертоносной «красной зоне» возле заброшенного города Припять.
В марте российская бронетехника и танки взяли под контроль Запорожскую электростанцию — крупнейшую в Европе атомную электростанцию. Условия быстро ухудшались. Сегодня все шесть реакторов остановлены. В августе Россия использовала размещенную на заводе артиллерию для обстрела города Никополь, спровоцировав контратаки украинских сил. Как засвидетельствовала группа Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), направленная для отчета о ситуации в сентябре, в результате обстрелов были отключены основные линии электропередач, выведены из строя датчики обнаружения радиации и повреждены водопроводные трубы, пешеходные дорожки, пожарная часть и здание, в котором находятся свежие ядерные заряды. топливо и твердые радиоактивные отходы 1 . Из-за больших потерь электроэнергии в октябре резервные дизель-генераторы остались единственным источником электроэнергии для охлаждения топливных стержней. Внешнее питание было восстановлено, но снова было прервано взрывом наземной мины. Один неверный шаг, и возможен еще один Чернобыль.
Атомная энергия, десять лет спустя после Фукусимы
Международное сообщество должно срочно решить проблему неадекватности архитектуры, политики и готовности ядерной безопасности.
Полномочия МАГАТЭ ограничены. Оно быстро и принципиально отреагировало на кризис в Украине после того, как не смогло предотвратить аварию на Фукусиме после землетрясения в Тохоку в Японии в 2011 году. Но международная конвенция о ядерной безопасности — один из нескольких договоров, укрепление которых — никогда не предназначался для борьбы с кошмаром атомных электростанций, подвергающихся военной атаке. Будучи инструментом «мягкого права», он позволяет государствам создавать свои собственные регулирующие механизмы при слабом международном надзоре.
Исследователи и политики должны задавать новые вопросы. Подвержены ли риску другие места, учитывая прогнозируемый глобальный рост ядерной энергетики? Как действия России на Украине бросают вызов приверженности мира «мирному использованию» ядерной энергии и международным механизмам противодействия распространению ядерного оружия? Можно ли адаптировать существующие договоры или требуется более надежная правовая структура и возможность быстрого реагирования? И как можно преодолеть политические препятствия?
Небезопасные условия
Условия в Запорожье «неустойчивы и могут привести к увеличению количества человеческих ошибок с последствиями для ядерной безопасности», предупредило МАГАТЭ в сентябре 1 . Украинский персонал завода работает по принуждению после того, как российская энергетическая компания «Росатом» взяла под свой контроль и была создана российская холдинговая компания. «Энергоатом», украинская государственная атомная энергетическая компания, сообщила, что заместитель директора станции и начальник отдела кадров были задержаны, а на других оказывается давление, чтобы они подписали контракты с «Росатомом». Директор завода Игорь Мурашов ранее был арестован российскими войсками, допрошен и выслан с территории, удерживаемой Россией.
Целостность активных зон реакторов и бассейнов хранения является главной проблемой. Если топливные стержни будут обнажены, вероятно расплавление активной зоны и неконтролируемый выброс радиации, как это произошло в Фукусиме, Чернобыле и Три-Майл-Айленде в Пенсильвании в 1979 году 2 . «Итак, одна мина или одна ракета или что-то еще, — предупредил министр энергетики Украины Герман Галущенко, — могут остановить работу генераторов, и тогда у вас есть один час и, возможно, 30 минут, не более 2 часов, до начала реакции. ”
Украинский персонал на учениях по ликвидации последствий ядерного инцидента в Запорожье в августе. Фото: Dimitar Dilkoff/AFP via Getty
Российский контроль над заводом также помешал МАГАТЭ провести требуемую ежегодную инспекцию, которая имеет решающее значение для обеспечения безопасности и проверки безопасного захоронения ядерного топлива и предотвращения его переключения на военные нужды 1 .
Атомные электростанции в других местах Украины также находятся под угрозой. Сообщалось об обстреле Хмельницкого завода в Нетешине, а крылатые ракеты пролетели над Южноукраинским заводом в Южноукраинске. И украинская энергетическая инфраструктура по всей стране подвергается атакам, включая подстанции, связанные с атомными станциями.
Даже не принимая во внимание завуалированные угрозы России применить ядерное оружие в войне, эти события подвергли беспрецедентной нагрузке способность международных организаций предотвращать и сдерживать кризис. И, забегая вперед, поскольку ядерная энергетика развернута по всему миру, Украина может быть не единственным местом, где электростанции находятся под угрозой конфликта.
Во всем мире строится 57 блоков новой атомной энергетики мощностью 60 гигаватт (ГВт), в основном за пределами Европы 3 902:30 . К 2035 году Китай планирует в четыре раза увеличить производство ядерной энергии до 180 ГВт, добавив 150 новых реакторов к существующим 47, что обойдется в 440 миллиардов долларов США. Индия эксплуатирует 22 реактора и строит 7 новых; Бангладеш, Беларусь, Турция и Объединенные Арабские Эмираты строят свои первые дома.
Атомная энергетика может помочь демократическому миру достичь энергетической независимости
Границы Турции с Ираком и Сирией были крайне нестабильными, что еще больше осложнялось непрекращающимся конфликтом с ее курдским меньшинством и экстремистским исламистским движением ДАИШ. Отношения между Индией и Пакистаном стали более стабильными с XIX века.99 «Каргильская война», но регулярно вспыхивают пограничные бои. Отношения между Индией и Китаем также напряжены, но украинский сценарий кажется маловероятным. Наиболее неотложной ситуацией будет переброска войск с материкового Китая на Тайвань, где есть три гражданских ядерных реактора.
Учитывая старые конструкции многих атомных электростанций и большое количество отходов в надземных хранилищах, такие опасения будут сохраняться в течение десятилетий по мере изменения ландшафта конфликта.
Договорные переговоры
Руководители Организации Объединенных Наций и МАГАТЭ начали обсуждать, что необходимо сделать. Вскоре после начала войны в Украине МАГАТЭ опубликовало «семь столпов» ядерной безопасности в вооруженном конфликте. В них подчеркивается необходимость сделать следующее: обеспечить физическую целостность растений; поддерживать полностью функциональные системы и оборудование безопасности и охраны; гарантировать, что персонал предприятия и службы безопасности могут выполнять свои обязанности без давления; обеспечить постоянное безопасное электроснабжение за пределами объекта от сети; обеспечить бесперебойную логистическую цепочку поставок и транспортировку на объект и обратно; поддерживать эффективные системы радиационного контроля на площадке и за ее пределами, а также меры аварийной готовности и реагирования; и поддерживать надежную связь с регулирующим органом и другими сторонами 1 .
Это здравые принципы, и они давно назрели. Но они являются просто рекомендациями и не имеют международно-правовой силы.
Выступая 6 сентября в Совете Безопасности ООН, генеральный секретарь Антониу Гутерриш предупредил о Запорожье: «Все усилия по восстановлению завода как чисто гражданской инфраструктуры жизненно важны». Он поддержал призыв МАГАТЭ к немедленной демилитаризации района и созданию зоны ядерной безопасности вокруг станции — новаторской концепции. Он также подчеркнул слабость глобальной системы управления ядерной деятельностью, Договора о нераспространении ядерного оружия.
Добровольцы расчищают завалы после российской атаки на жилой район Запорожья, Украина. Предоставлено: Leo Correa/AP/Shutterstock
Пятилетняя конференция по пересмотру договора в августе была расколота из-за разногласий и закончилась тупиком. Россия заблокировала принятие проекта итогового документа, который усилил бы договор, впервые рассмотрев вопросы безопасности и защиты атомных электростанций в зонах вооруженных конфликтов, включая Украину.
Документ сильно сформулирован. В нем говорится, что 4 : «нападения или угрозы нападения на ядерные объекты, предназначенные для мирных целей, имеют опасные политические, экономические последствия, последствия для здоровья человека и окружающей среды и вызывают серьезные опасения в отношении применения международного права, что может потребовать принятия соответствующих мер в в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций».
Провал конференции — лишь одна грань беспрецедентного вызова глобальному управлению ядерной безопасностью, вызванного кризисом. Международное право совершенно неадекватно, а предлагаемые МАГАТЭ ответы не проверены.
Нападения на «другие военные объекты, расположенные на атомных электростанциях или вблизи них» запрещены в соответствии со статьей 56 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям. Это запрещает военные нападения на «сооружения или сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции… даже если эти объекты являются военными объектами, если такое нападение может привести к высвобождению опасных сил и, как следствие, к серьезным потерям среди гражданского населения». .
Ученые Украины давно борются за научную свободу
Тем не менее, протокол предоставляет оговорку выхода. Он разрешает наносить удары по «другим военным объектам, расположенным на этих работах или объектах или поблизости от них, только в том случае, если они используются для регулярной, существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным возможным способом прекращения такой поддержки».
Другие ключевые договоры не помогают. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок направлена на предотвращение хищения ядерного материала; он прямо исключает вооруженный конфликт. Конвенция о ядерной безопасности является добровольным документом, ориентированным на невоенные риски. Он был обнаружен недостаточным на Фукусиме, где японская культура ядерной безопасности не учитывала известные риски цунами, а оператор станции, Tokyo Electric Power Company, обходила требования безопасности. Конвенция просто требует, чтобы страны отчитывались перед механизмом «коллегиальной проверки», в который МАГАТЭ может внести экспертный вклад. Что касается безопасности, то МАГАТЭ не обладает широкими инспекционными полномочиями, которые оно имеет в отношении обогащения урана, для чего оно может получить доступ практически к любому объекту в любое время.
Призыв МАГАТЭ к демилитаризации полигона в Запорожье соответствует Женевским конвенциям и должен быть принят в срочном порядке. «Зона ядерной безопасности и защиты» — вопрос более сложный.
Демилитаризация объекта в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН не вызывает возражений. Но как можно было отследить и обезопасить такую ситуацию? Небольшие нейтральные международные миротворческие силы, которым поручено поддерживать миссию МАГАТЭ, — это один из вариантов. Однако, если атаки на завод будут продолжаться, они могут столкнуться с необходимостью подавления вторжений войск или ракетных или артиллерийских ударов по объекту. Это потребует быстрого доступа к воздушной мощи и сопряжено со значительными рисками.
Учитывая право вето России в Совете Безопасности, получить резолюцию без предварительного согласования было бы невозможно. Тем не менее следует добиваться решения. Переговоры о прекращении огня, выводе войск и миротворческих сил часто идут параллельно. Хорошо спланированное развертывание может оказать моральное и стратегическое давление на комбатантов, заставив их подчиниться.
Дальнейшие действия
Наиболее неотложной задачей является вывод российского военного персонала и оружия с Запорожского завода и предотвращение дальнейших атак на него или его источники энергии. Должна быть обеспечена и безопасность других украинских станций, в том числе Чернобыльской. После этого следует установить более формальную зону безопасности и защиты путем переговоров между сторонами, в идеале оформленных в резолюции Совета Безопасности.
Контроль завода Росатомом и аннексия Россией Запорожской области добавляют нежелательных осложнений. России необходимо вспомнить о прагматичном духе холодной войны, когда сверхдержавы, несмотря на их ожесточенный конфликт, сотрудничали, чтобы снизить риски ядерной войны и распространения ядерного оружия в интересах глобальной безопасности. Сегодня еще одно такое время.
Далее, семь столпов МАГАТЭ должны быть закреплены в международном праве, сначала в резолюции Совета Безопасности, а затем в краткой и целенаправленной новой конвенции. Дополнительный протокол I также должен быть изменен, чтобы исключить любое право нападать на атомную электростанцию во время конфликта. Угроза жизни гражданского населения, экосистемам и экономике в результате крупномасштабного выброса радиации слишком серьезна.
Как небольшая ядерная война изменит всю планету
Ученые, неправительственные организации, гражданская ядерная промышленность и МАГАТЭ также должны выделять больше ресурсов на исследования по повышению безопасности атомных станций 5 .
Необходимы новые проекты реакторов, хранилищ топлива и площадок, способные противостоять вооруженным и террористическим нападениям. Доклад Национальной академии наук, инженерии и медицины США за 2006 г., подготовленный по заказу Конгресса после 9/11 Комиссия обнаружила, что «Аль-Каида» рассматривала возможность врезаться самолетами в атомные электростанции США — рекомендовала усовершенствованные конструкции топливных бассейнов и оперативную передачу топлива в сухое хранилище через пять лет 6 . Он не учел опасности военного нападения. Промышленность сопротивлялась рекомендациям из-за их стоимости, а аналогичный анализ для атомных станций за пределами США проводится редко.
Рекомендованные в отчете изменения в конструкциях топливных бассейнов были минимальными, и в нем признавалось, что риски зависят от места и конструкции. Важной отправной точкой станет Руководство по безопасности МАГАТЭ 2020 года SSG-63 7 , который устанавливает новые строгие стандарты для операторов. Тем не менее, МАГАТЭ не считает военное нападение особым риском, влияющим на требуемые проектные параметры 8 .
Также необходима стипендия по международному конфликтному праву и праву безопасности, которое может выявить взаимодействие между ядерными и конфликтными рисками и пробелами в глобальном управлении, а также может наметить жизнеспособные пути для реформ. Большая часть работ по праву вооруженных конфликтов — и поддерживающей его философии традиции «справедливой войны» — чрезмерно ориентирована на свободу государства вести войну и не связана с ядерными рисками и управлением, не связанными с оружием.
Добавить комментарий