Для чего на проводах висят красные и белые шары: Зачем на высоковольтные провода над дорогами вешают красные и белые шары — Общество

Зачем на высоковольтные провода над дорогами вешают красные и белые шары — Общество

  • Общество
  • Дороги

Фото: АвтоВзгляд

Путешествуя на автомобиле чего только не увидишь: золотые поля пшеницы и ярко-желтые моря подсолнечника, горы, водопады, современные мегаполисы и уютные захолустные деревушки, ветряки и прочие творения природы и человека, вызывающие восхищение, умиление и откровенный восторг. Впрочем, порой, увиденному довольно сложно сходу найти объяснение. Например, красным и белым шарам на проводах, перекинутых через автомобильные трассы. Портал «АвтоВзгляд» выяснил, для чего они нужны.

Ефим Розкин

Перегоны по автомагистралям между точками интереса на маршруте — не самое захватывающий момент в путешествии на машине. Но даже двигаясь по трассе можно увидеть то, что могло бы порадовать глаз истосковавшегося по впечатлениям туриста.

Помимо рядовых природных красот в виде бескрайних полей пшеницы или же подсолнечника, гор и ссутулившихся придорожных деревушек, неподдельный интерес вызывают различные техногенные постройки, например, ветряки, вырабатывающие электроэнергию. Но порой взору путешественников открываются и весьма странные вещи, которые не получается объяснить ни самому, ни тем, кто путешествует с тобой в машине. Например, многие частенько замечали над дорогой подвешенные на высоковольтных проводах шары красного и белого цвета. Для чего они нужны, и чем могут быть полезны?

Начнем с того, что шары — явление всероссийского, и даже мирового масштаба. Их можно встретить и в столице, и на проводах в Подмосковье, и путешествую к морю по М4, и вообще везде, где есть высоковольтные ЛЭП. А называются они «Заградительный шар-маркер». Но от чего они загораживают провода?

Фото: АвтоВзгляд

Развитие в нашей стране малой авиации идет вяло, но все же идет. А потому возникла необходимость защитить и ЛЭП, и пилотов небольших самолетов и вертолетов, которые нет-нет да появляются в небе с экскурсиями или в качестве авиатакси.

К тому же, в сельскохозяйственных районах страны с помощью малой авиации до сих пор обрабатывают поля различными химикатами для уничтожения вредителей и удобрениями. Военные вертолеты и самолеты, летящие на низкой высоте, также рискуют столкнуться с ЛЭП. Согласитесь, заметить провода на высокой скорости или когда солнце светит в глаза пилоту весьма проблематично. Вот для сохранения жизней пилотов и их пассажиров и вешают эти самые заградительные авиационные шары.

Сами шары изготовлены из стекловолокна. Бывают однотонными (красного, белого, синего либо полностью оранжевого цвета), а бывают в комбинированной расцветке, которая наносится в шахматном порядке. Для того, чтобы закрепить шары на ЛЭП используют отдельно протянутый трос. Заградительный шар располовинивается, и цепляется к тросу. А чтобы он удерживался на месте, его крепко приматывают проволокой к тросу. Если смотреть на такие шары против солнца, то они все равно остаются заметными черными точками, что должно насторожить пилотов, и спровоцировать их на облет препятствия.

Что ж, теперь, путешествуя с семьей, вы сможете блеснуть знаниями, и ответить на очередной детский вопрос. Да и остальные пассажиры, уверены, с удовольствием послушают вас.

510564

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Оцениваем возможности и перспективы немецкой новинки

72327

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Оцениваем возможности и перспективы немецкой новинки

72327

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

безопасность дорожного движения, бездорожье, дорога, трасса

Сигнальные шары-маркеры для дневной маркировки воздушных линий связи и ЛЭП

С 1 ноября 2010 года в России разрешены полеты малой авиации класса G, не требующие разрешения, нужно только уведомить органы управления воздушным движением. Верхняя граница для воздушного пространства класса G зависит от региона и варьируется от 300 м (Ростовская область) до 4500 м (субъекты федерации, расположенные в восточной части Сибири). Из-за малой высоты полетов и отсутствия диспетчерского разрешения встает необходимость маркировать воздушные линии связи и ЛЭП в зонах полетов малой авиации. Рекомендация по такой маркировке внесена в стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4-110 кВ. Требования к технологическому проектированию». Различают дневную маркировку (маркер не светится, а только отражает свет) и светоограждение (маркер сам излучает свет). В данной статье мы будем вести речь только о дневной маркировке. Предназначенные для нее устройства называются «сигнальные шары-маркеры» и обозначаются аббревиатурой СШМ.

Стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-016-2016 «Маркеры для воздушных линий электропередачи. Маркировка опор и пролетов ВЛ» устанавливает следующее требования по маркировке ЛЭП напряжением 35 кВ и выше, проходящих вблизи взлетно-посадочных полос:  «Дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь элементы и конструкции воздушных линий вблизи аэродрома или вертодрома, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ». Также, вне зависимости от размещения относительно аэродрома, дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь опоры воздушных линий высотой 100 м и более.

СШМ и светоограждение на ЛЭП с напряжением 35 кВ и выше также должны быть, вне зависимости от расположения линии относительно аэродрома, на переходах через озера и судоходные реки, а также при пересечении автомобильных дорог IА, IБ, IВ. При этом СШМ и светоограждение устанавливаются не только на грозозащитные, но и на фазные провода (если этих проводов несколько и они расположены в одной плоскости, помечают только крайние провода). В ряде случаев допускается установка только СШМ без светоограждения, данные варианты перечислены в СТО 34.01-2.2-016-2016. Например, вполне можно обойтись только СШМ, если в данном районе из малой авиации заведомо летают только самолеты, которые выполняют авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, ведь такие работы производятся в светлое время суток. Также указанный стандарт описывает принципы размещения СШМ на проводах.

СШМ могут быть белого, красного и оранжевого цвета. В том случае, если на самом высоком уровне в ЛЭП находится более одного провода, применяется чередование маркеров двух цветов — красного и белого или красного и оранжевого. Выбор между красным и оранжевым цветом делается исходя из того, какой из указанных цветов будет наиболее заметен на фоне окружающего пейзажа. Согласно действующим российским нормам, СШМ, используемые в зоне полетов малой авиации, при пересечении дорог и водных преград, должны иметь однотонную расцветку. Тем не менее, в продаже можно встретить и СШМ, раскрашенные в два цвета, как правило, это комбинация белого и красного или белого и оранжевого. В России такие маркеры применяются там, где не летает малая авиация, но происходит массовая миграция птиц. Маркеры яркой двухцветной раскраски отпугивают птиц, не позволяя им получать травмы от столкновения с проводами.

Требования к СШМ

На первый взгляд, что может быть проще — шар, выкрашенный в определенный цвет и снабженный креплениями к проводу? Но на самом деле, СШМ — настоящий продукт высоких технологий!

Начнем с того, что СШМ должен совмещать в себе прочность, малый вес и устойчивость к воздействию дождя. При этом СШМ изготавливается обязательно из диэлектрического металла, в противном случае будет возрастать емкость между проводником и землей. Для предотвращения растрескивания и выцветания шар покрывают специальным составом, защищающим пластмассу от воздействия ультрафиолетовых лучей, либо используют присадки к материалу, защищающие от действия ультрафиолета.

Материал, из которого изготавливается крепеж, не должен вызывать электрохимической коррозии при контакте с проводом, на который установлен. Напомним, что в современных воздушных ЛЭП применяются провода из алюминия, либо из алюминия и стали: внутри находится стальной трос, оплетенный алюминиевой проволокой. Соответственно, не должна возникать электрохимическая коррозия при контакте крепежа с алюминием.

Должен ли СШМ быть полностью герметичным? Оказывается, нет. При эксплуатации СШМ в широких пределах меняется температура окружающей среды. При снижении температуры воздух сжимается, и через небольшие трещины или неплотности внутрь засасывается влага. Внутри шара на донышке скапливается влага, которая оттуда практически не удаляется. Масса маркера увеличивается, что может привести к растяжению и даже обрыву проводов. При наступлении морозов образовавшийся лед может деформировать маркер. Вот почему в СШМ должны быть предусмотрены дренажные отверстия в количестве не менее двух.

И, конечно, СШМ должен выполнять свою главную функцию, а, именно, быть хорошо видным издалека. Шар должен быть различим на расстоянии не менее 1000 м в воздухе и 300 м с земли.

Какие сигнальные шары-маркеры выбрать?

Перечисленным требованиям полностью соответствуют, например, СШМ ШМ-ИМАГ-. Эти маркеры можно использовать на воздушных линиях и ЛЭП напряжением от 35 кВ до 1000 кВ. Дальность наблюдения — не менее 1200 м. Выпускаются в двух вариантах — диаметром 600 мм и 800 мм. Благодаря применению в качестве материала для корпуса полиэстера, армированного стекловолокном, масса шара составляет 6,9 и 9,0 кг соответственно. Толщины стенок 3 мм для используемого материала вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимую прочность. Но, если СШМ планируется использовать в сложных условиях, прочность маркера можно повысить, установив в него специальные армирующие стержни (приобретаются дополнительно).

Сигнальные шары-маркеры в разных цветовых вариантах

Доступны следующие варианты расцветки: оранжевый, красный, белый, оранжево-белый, красно-белый. Опционально можно установить на СШМ отражающую ленту.

Отдельно следует отметить кабельный зажим, конструкция которого обеспечивает надежную фиксацию на проводе. Зажим выполнен из алюминиевого сплава, но болты, шайбы и гайки сделаны из нержавеющей стали, так как они не соприкасаются с проводом и не создают для него угрозу коррозии. Данную модель СШМ можно крепить на провода диаметром от 6,5 до 55 мм. Столь широкий диапазон диаметров проводов является важным преимуществом ШМ-ИМАГ — у ближайшего конкурента ширина этого диапазона почти в два раза меньше. Какое это имеет практическое значение? Если ваша компания строит или обслуживает ЛЭП с самыми различными видами, не нужно приобретать СШМ для различных диаметров, достаточно иметь на складе только одну модель, которую можно установить практически на любые провода, массово используемые на ЛЭП.

Проблема хранения и перевозки также упрощается благодаря особой конструкции маркера. В разобранном виде маркеры компактно складываются один в другой, экономя место на складе, а также уменьшая необходимое количество рейсов грузовой машины для доставки.

 

Посмотреть:

  • Цены на сигнальные шаровые маркеры для ВЛ и ЛЭП

 

Подпишитесь на рассылку новых материалов!

Имя

Рабочий e-mail *

Согласие на отправку персональных данных *

* — Обязательное для заполнения

См. также:

Что это за разноцветные шарики на линиях электропередач?

Они натянуты на электрические провода по всей стране. Но для чего нужны шарики на линиях электропередач? Мы разгадали загадку.

В вождении есть что-то, что заставляет мысли блуждать: обдумывать планы на ужин, отсчитывать дни до следующего отпуска или обдумывать некоторые интересные факты. Например, почему вы видите металл, обернутый вокруг деревьев? Что скрывается за цветными кругами на упаковках продуктов? Почему на зубной пасте есть цветные квадраты? А что за шары на ЛЭП?

Вы можете каждый день проезжать мимо одних и тех же линий электропередач, не зная назначения этих разноцветных сфер. Это причудливые произведения искусства или масштабная модель Солнечной системы? Возможно, они нужны для того, чтобы утяжелить линии электропередач, которые в противном случае могли бы сдуться ветром?

Мы узнали больше об этих красочных маркерах и о том, почему они натянуты на линии электропередач по всей стране. И оказывается, есть довольно простое объяснение.

Что за шары на ЛЭП?

Известные как шары-маркеры, эти яркие шары видимости указывают, где проходят линии электропередач, чтобы низколетящие самолеты могли их избежать. Также называемые воздушными маркерами или маркерами видимости, они служат очень важной цели, поэтому вы, как правило, видите их на кабелях, которые пересекают основные магистрали или проходят через глубокие ущелья или долины. Федеральное авиационное управление (FAA) предписывает, чтобы шары на линиях электропередач появлялись на проводах, пересекающих каньоны, озера и реки, а также на тех, которые окружают аэропорты. Как насчет самолетных мелочей?

Но почему они разного цвета? Наиболее распространенными цветами являются авиационный оранжевый, белый и желтый, потому что FAA установило, что они имеют лучшую видимость. Однако цвета выбраны так, чтобы они были как можно более заметными на фоне пейзажа, а это означает, что вы можете увидеть другие цвета в зависимости от того, где вы живете. Так что в следующий раз, когда ваш пассажир спросит: «Эй, а зачем шары на линиях электропередач?» вы можете ответить, что они спасают жизни.

Из чего сделаны шарики на ЛЭП?

Для максимальной долговечности и предотвращения выцветания шарики на линиях электропередачи изготовлены из пластика. Пластик также является хорошим электроизолятором, то есть не проводит ни тепло, ни электричество.

И хотя шары могут показаться маленькими, висящими наверху, вы можете быть удивлены их размером. Подобно светофору, эти цветные маркеры неожиданно велики — от 20 до 36 дюймов (это примерно окружность баскетбольного мяча). Но вы бы не подпрыгнули на чем-то таком тяжелом. Эти маркерные шары весят от 11 до 17 фунтов каждый!

Как давно эти разноцветные шары висят на линиях электропередач?

Уже почти 50 лет люди задаются вопросом, Что такое шары на линиях электропередач? В начале 1970-х Уинтроп Рокфеллер, покойный бывший губернатор Арканзаса, находился в самолете с главой Арканзасского департамента аэронавтики Эдвардом Холландом. Когда самолет приземлялся, Рокфеллер заметил рядом с самолетом электрические провода. Он немедленно приказал Холланду разработать способ сделать электрические провода более заметными для пилотов.

Холланд нанял инженера по имени Джек Ратледж для создания ярких цветных шаров, которые можно было бы размещать на электрических и телефонных линиях, не скользя на ветру. К 1980-м годам компания Рутледжа стала одним из ведущих мировых поставщиков маркеров видимости. Изобретение спасло бесчисленное количество человеческих жизней за последующие десятилетия, но это еще не все: канадские гуси тоже выиграли. До того, как были использованы маркеры, гуси часто натыкались на линии электропередач, пытаясь приземлиться в плохую погоду, поэтому защитники природы и правительственные учреждения начали отмечать линии, чтобы помочь своим пернатым друзьям безопасно приземлиться.

Если вы раньше были озадачены назначением разноцветных шаров на линиях электропередач, теперь у вас есть ответ. Ищете больше странных фактов? Посмотрите, что скрывается за этими странными фиолетовыми заборами.

Источники:

  • BBC Science Focus: «Для чего нужны цветные шары, прикрепленные к линиям электропередач?»
  • Федеральное авиационное управление: «Обозначение и освещение препятствий»
  • Airport Windsock Corporation: «20» маркеров линий электропередач в аэропорту»
  • Международный архив United Press: «Маркерные шары для воздушных линий»

Популярные видео

Красные шары на линиях электропередач: почему они там?

В начале 2022 года в онлайн-рекламе утверждалось, что на линиях электропередач появляются большие белые, желтые, оранжевые и красные шары. Он гласил: «Если вы видите красный шар на линии электропередач, вот что это значит».

Безопасность летательных аппаратов

Изображение в объявлении взято из аккаунта @highvoltage_industries в Instagram:

Щелчок по объявлению приводил к статье в виде слайд-шоу, которая требовала кликов «следующая страница» в течение 80 страниц.

Правда в том, что красные и другие цветные шары на линиях электропередач известны как шары видимости или маркеры. Их устанавливают на линии электропередач, чтобы пилоты, управляющие самолетами и вертолетами, могли оставаться в безопасности и избегать аварий. Длинная статья в конце концов раскрыла этот ответ, но опять же, она длилась 80 страниц.

Edison International опубликовала, что «маркерные шары размещаются на линиях электропередач, чтобы защитить самолеты и оборудование».

Вы когда-нибудь видели эти большие желтые, оранжевые, белые или красные шары, свисающие с линий электропередач, и задумывались, для чего они нужны?

Их называют маркерными шарами видимости или маркерными шарами. Вы часто найдете их возле горных перевалов, в глубоких долинах, возле основных пересечений автомагистралей и вокруг аэропортов. Они весят около 17 фунтов каждая.

Маркерные шары размещаются на линиях электропередач, чтобы сделать пересечения проводов видимыми для самолетов. Вертолеты и небольшие самолеты часто летают низко над горными перевалами или автострадами и обычно летят низко при приближении к аэропорту.

Когда вы летите, проводники и линия горизонта становятся почти невидимыми на фоне местности, особенно провода линии горизонта.

Требования Федерального управления гражданской авиации

Федеральному авиационному управлению требуются цветные маркеры в определенных ситуациях. На сайте FAA мы нашли документацию от 2016 года, в которой упоминались такие требования.

Например, FAA указало, что на линиях электропередач должны использоваться «авиационные оранжевые, белые или желтые» мячи, возможно, с «переменной цветовой схемой». В документе не было красного цвета. FAA также указало расстояние, чтобы на одной линии электропередачи было достаточно маркерных шаров, чтобы привлечь внимание пилотов.

Фиолетово-зеленые ласточки строят гнездо внутри оранжевого шара-маркера линии электропередач. (Предоставлено: szazszorszapathy/Flickr)

Согласно документации, «диаметр маркеров, используемых на протяженных контактных сетях (контактные сети, пересекающие каньоны, озера, реки и т. д.), должен быть не менее 36 дюймов (91 см)», но «сферы меньшего размера 20 дюймов (51 см) разрешены на менее протяженных контактных проводах или на линиях электропередач ниже 50 футов (15 м) над уровнем земли (над уровнем земли) и в пределах 1500 футов (458 м) от конец взлетно-посадочной полосы аэропорта.»

Как давно красные шары были замечены на линиях электропередач?

Неясно, когда первые цветные маркеры были установлены на линиях электропередач. Тем не менее, мы нашли некоторые отчеты за прошлые десятилетия, в которых они упоминались.

19 июня 1977 года газета Springfield Leader and Press штата Миссури сообщила, что у Центрального электроэнергетического кооператива было «спорное предложение провести линию электропередачи через озеро Озарк». В статье упоминалось, что в плане новой линии электропередач рассматривались «красные предупреждающие шары».

Красно-оранжевый шарик маркера подготовлен на кузове пикапа. (Фото Лизы Мейман/Western Area Power на Flickr)

Кроме того, 19 апреля 1985 года самолет потерпел крушение в реке Огайо недалеко от Хоузвилля, штат Кентукки, после того, как он задел линию электропередач. Местная газета Messenger-Inquirer сообщила, что линии электропередач на плотине были «необычными», потому что они «не были отмечены хорошо заметными красными шарами».

В общем, реклама красных шаров на линиях электропередач привела к 80-страничной статье на эту тему. Проще говоря, цветные шары предназначены для обеспечения безопасности полетов, чтобы пилоты могли не попасть в них.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *